Воскресенье
28.04.2024
07:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Витновой Ирины Валентиновны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Вам пригодится
  • Развивалочки
  • FLASH-ролики
  • Развивающие игры
  • Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
    https://mega-talant.com/

    Форма входа

    Главная » Файлы » Мои статьи

    Методический семинар
    [ Скачать с сервера (4.28 Mb) ] 31.03.2015, 11:11

     Конкурсное задание «Методический семинар»

    Пояснительная записка

      «Педагогические условия формирования универсальных учебных действий

    у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

                                          Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму.

                                          Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда.                                                                                                                                             Конфуций

       (Слайд 1)Актуальность темы обусловлена потребностями современного   общества к выпускнику школы, а факторами, повлиявшими на выбор данной темы стали: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.

       (Слайд2) Откликаясь на запрос общества и требования ФГОС, я строю свою работу с детьми таким образом, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.

       (Слайд 3) Изучая массовый  опыт, я сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал, который бы смог оказать действенную помощь в достижении поставленной цели. Отсюда и возникли противоречия, представленные на слайде. Они определяют цель исследования и позволяют сформулировать задачи:

       (Слайд 4) В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит принцип системно-деятельностного подхода, который обеспечивает включение учащихся в деятельность и создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и развития учащихся.

       Современная педагогика предлагает множество технологий развивающего обучения, создающих педагогические условия для формирования  УУД, отвечающих требованиям современного образования и ведущих к поставленной цели.

       Наиболее эффективной, на мой взгляд, технологией, способной решить задачи, поставленные обществом перед образованием, является технология развития критического мышления. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также технологии сотрудничества. Разница, однако, заключается в том, что система развития критического мышления - это не школьная программа, а технология организации учебно-воспитательного  процесса, применимая к любой программе,  любому 

    предмету или внеурочному занятию на любом этапе обучения.

       Технология развития критического мышления (ТРКМ) является общепедагогической, надпредметной.

       Применяя технологию развития критического мышления, я столкнулась с двумя проблемами:   отсутствие методических рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование данной технологии в рамках внедрения ФГОС, направленных на формирование УУД и отсутствие диагностического  инструментария для определения эффективности использования данной технологии.

        Новизна моего опыта заключается в создании методической  копилки приемовТРКМ, направленных на формирование УУД и разработке  диагностического инструментария для определения  уровня развития мыслительных способностей учащихся.

       (Слайд 5) Педагогическими условиями  формирования УУД у младших школьников посредством ТРКМ являются: образовательное пространство, мониторинг сформированности УУД и индивидуальная коррекционная работа с учащимися.

       (Слайд 6) Основная идея технологии развития критического мышления (ТРКМ) - создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с  учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

        Мой прежний урок выглядел так: я являлась и  источником информации, и была экспертом, знающим правильный ответ, задавала вопрос и ждала индивидуального ответа. Общение и коммуникации реализовались не в полной мере. У ребенка была возможность «спрятаться», отмолчаться. Сегодняшнее занятие совсем другое: каждый ребенок является для других источником знаний, экспертом, взаимодействие между детьми  происходит в команде: задают вопросы, коллегиально принимают решение, каждый ученик ответственен  за свою работу, которая является частью командного успеха. Организованная подобным образом работа, способствует общению и коммуникации,  созданию комфортной обстановки.

       (Слайд 7) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

       Моя роль – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

       Перед вами приемы ТРКМ, которые я использую на различных этапах занятия с детьми любого возраста.

       (Слайд 8) Прием  «толстых» и «тонких» вопросов

       Прием направлен на формирование умения вычленять главное, анализировать имеющиеся знания, аргументированно доказывать свое мнение, давая развернутый ответ.

       Прием «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали (этап осмысления)

       Данный прием формирует следующие умения: графически оформить текстовый материал, распределить информацию по степени новизны и значимости.

       (Слайд 9) «Кластер»

       Данный вид работы  я использую   на различных этапах урока и на внеурочных занятиях.

       Прием  способствует формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности,  «отсеивать» второстепенную. А также критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

       (Слайд  10) Приём «Бортовой журнал».

       Данный прием формирует умение работать в группе, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение оформить текстовый материал, умение разрешения конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

       Приём «Инсерт»            (приём маркировки текста)

       Для маркировки текста используем следующие знаки:

    «V» - уже знал, «-» - думал иначе, «+» - новое для меня, «?» - не понял.

       Формируется навык эффективного, вдумчивого чтения, анализа полученной информации, самооценки.

       (Слайд 11) Синквейн

       В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.

    Данный прием способствует формированию  умения работать с информацией, структурировать полученные знания, планировать  учебное сотрудничество со сверстниками: определять  цели, функции участников, способы взаимодействия. А также синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов, творчески интерпретировать имеющуюся информацию.

       (Слайд 12)  «Корзина» идей, понятий, имен...

       Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

       Прием позволяет формировать умение инициативного сотрудничества в поиске, сборе и обобщении информации.

       «Дерево предсказаний» очень хорошо работает на уроках литературного чтения, где дети могут предложить несколько концовок произведения.

       Прием формирует умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

       (Слайд 13) Использование приемов ТРКМ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся.

       (Слайд 14)  Система оценки сформированности УУД, к сожалению, еще не доработана, поэтому я предлагаю следующие технологические карты, позволяющие осуществить мониторинг  и отследить сформированность  всех видов УУД на каждом этабе обучения.  Более подробно познакомиться с технологическими  картами вы можете на сайте:  nosikikurnosiki.ucoz.ru.  Технологические карты сформированности УУД, мониторинг УУД

    В настоящее время методистами центра учителей –занковцев разработана система мониторинга сформированности УУД.  http://www.zankov.ru/news/new/article=3660/

       (Слайд 15) Анализируя свою  работу, могу сказать, что использование ТРКМ дало свои результаты.  Совместно с психологом были проведены исследования уровня дезадаптации учащихся и уровня  школьной мотивации в 1классе и в 5 классе (2010 – 2015г.г.)  На графиках вы видите положительную динамику по всем параметрам.  Это позволяет сделать вывод: использование ТРКМ помогает ребятам адаптироваться к школьной среде в 1 классе и готовит к безболезненному переходу в среднее звено, ребенок чувствует себя самостоятельным участником учебного процесса и развивается в силу своих способностей, что создает благоприятные условия для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности. И как результат - повышение качественной успеваемости учащихся.

       (Слайд 16)  Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы была проведена комплексная работа, разработанная ТОГИРРО по заданию Департамента образования и науки Тюменской области.

       Основной целью комплексной работы являлась оценка уровня сформированности учебной компетентности выпускников начальной школы, так как только при овладении основными умениями работать с информацией, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи выпускник начальной школы сможет успешно обучаться на следующей ступени школы.

    Результаты, которые показали мои ученики, вы видите на слайде.

       (Слайд 17) Немаловажным показателем сформированности УУД является участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах

       (Слайды 18) Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках  и во внеурочной деятельности  позволяет создать условия, обеспечивающие  формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и  социальному заказу общества.

       (Слайд 19)  Внедрение данной технологии не требует  материальных затрат, не трудоемко в применении, дает  положительные результаты и эмоции, как  педагогу так и учащимся. С механизмом внедрения данной технологии и примером использования в урочной и внеурочной деятельности можно ознакомиться на сайтах:   http://uchportfolio.ru/s5653211736   и  http://nosikikurnosiki.ucoz.ru/  

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: учитель
    Просмотров: 523 | Загрузок: 25 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Погода
    +25
    °
    C
    +26°
    +15°
    Ялуторовск
    Среда, 05
    Прогноз на неделю


    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz