Конкурсное задание «Методический семинар»
Пояснительная записка
«Педагогические условия формирования универсальных учебных действий
у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»
Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму.
Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда. Конфуций
(Слайд 1)Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы, а факторами, повлиявшими на выбор данной темы стали: внедрение новых ФГОС, курсовая подготовка, изучение опыта коллег, изучение литературы по теме, мониторинг собственного опыта.
(Слайд2) Откликаясь на запрос общества и требования ФГОС, я строю свою работу с детьми таким образом, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала.
(Слайд 3) Изучая массовый опыт, я сделала вывод, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал, который бы смог оказать действенную помощь в достижении поставленной цели. Отсюда и возникли противоречия, представленные на слайде. Они определяют цель исследования и позволяют сформулировать задачи:
(Слайд 4) В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит принцип системно-деятельностного подхода, который обеспечивает включение учащихся в деятельность и создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и развития учащихся.
Современная педагогика предлагает множество технологий развивающего обучения, создающих педагогические условия для формирования УУД, отвечающих требованиям современного образования и ведущих к поставленной цели.
Наиболее эффективной, на мой взгляд, технологией, способной решить задачи, поставленные обществом перед образованием, является технология развития критического мышления. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также технологии сотрудничества. Разница, однако, заключается в том, что система развития критического мышления - это не школьная программа, а технология организации учебно-воспитательного процесса, применимая к любой программе, любому
предмету или внеурочному занятию на любом этапе обучения.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) является общепедагогической, надпредметной.
Применяя технологию развития критического мышления, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствие методических рекомендаций, обеспечивающих эффективное использование данной технологии в рамках внедрения ФГОС, направленных на формирование УУД и отсутствие диагностического инструментария для определения эффективности использования данной технологии.
Новизна моего опыта заключается в создании методической копилки приемовТРКМ, направленных на формирование УУД и разработке диагностического инструментария для определения уровня развития мыслительных способностей учащихся.
(Слайд 5) Педагогическими условиями формирования УУД у младших школьников посредством ТРКМ являются: образовательное пространство, мониторинг сформированности УУД и индивидуальная коррекционная работа с учащимися.
(Слайд 6) Основная идея технологии развития критического мышления (ТРКМ) - создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Мой прежний урок выглядел так: я являлась и источником информации, и была экспертом, знающим правильный ответ, задавала вопрос и ждала индивидуального ответа. Общение и коммуникации реализовались не в полной мере. У ребенка была возможность «спрятаться», отмолчаться. Сегодняшнее занятие совсем другое: каждый ребенок является для других источником знаний, экспертом, взаимодействие между детьми происходит в команде: задают вопросы, коллегиально принимают решение, каждый ученик ответственен за свою работу, которая является частью командного успеха. Организованная подобным образом работа, способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.
(Слайд 7) Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Моя роль – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Перед вами приемы ТРКМ, которые я использую на различных этапах занятия с детьми любого возраста.
(Слайд 8) Прием «толстых» и «тонких» вопросов
Прием направлен на формирование умения вычленять главное, анализировать имеющиеся знания, аргументированно доказывать свое мнение, давая развернутый ответ.
Прием «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали (этап осмысления)
Данный прием формирует следующие умения: графически оформить текстовый материал, распределить информацию по степени новизны и значимости.
(Слайд 9) «Кластер»
Данный вид работы я использую на различных этапах урока и на внеурочных занятиях.
Прием способствует формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную. А также критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
(Слайд 10) Приём «Бортовой журнал».
Данный прием формирует умение работать в группе, умение распределить информацию по степени новизны и значимости, умение оформить текстовый материал, умение разрешения конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
Приём «Инсерт» (приём маркировки текста)
Для маркировки текста используем следующие знаки:
«V» - уже знал, «-» - думал иначе, «+» - новое для меня, «?» - не понял.
Формируется навык эффективного, вдумчивого чтения, анализа полученной информации, самооценки.
(Слайд 11) Синквейн
В ходе работы над текстом ребёнок выделяет необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя.
Данный прием способствует формированию умения работать с информацией, структурировать полученные знания, планировать учебное сотрудничество со сверстниками: определять цели, функции участников, способы взаимодействия. А также синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов, творчески интерпретировать имеющуюся информацию.
(Слайд 12) «Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Прием позволяет формировать умение инициативного сотрудничества в поиске, сборе и обобщении информации.
«Дерево предсказаний» очень хорошо работает на уроках литературного чтения, где дети могут предложить несколько концовок произведения.
Прием формирует умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
(Слайд 13) Использование приемов ТРКМ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал. Приёмы ТРКМ позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают познавательную активность, повышают уровень самоорганизации обучающихся.
(Слайд 14) Система оценки сформированности УУД, к сожалению, еще не доработана, поэтому я предлагаю следующие технологические карты, позволяющие осуществить мониторинг и отследить сформированность всех видов УУД на каждом этабе обучения. Более подробно познакомиться с технологическими картами вы можете на сайте: nosikikurnosiki.ucoz.ru. Технологические карты сформированности УУД, мониторинг УУД
В настоящее время методистами центра учителей –занковцев разработана система мониторинга сформированности УУД. http://www.zankov.ru/news/new/article=3660/
(Слайд 15) Анализируя свою работу, могу сказать, что использование ТРКМ дало свои результаты. Совместно с психологом были проведены исследования уровня дезадаптации учащихся и уровня школьной мотивации в 1классе и в 5 классе (2010 – 2015г.г.) На графиках вы видите положительную динамику по всем параметрам. Это позволяет сделать вывод: использование ТРКМ помогает ребятам адаптироваться к школьной среде в 1 классе и готовит к безболезненному переходу в среднее звено, ребенок чувствует себя самостоятельным участником учебного процесса и развивается в силу своих способностей, что создает благоприятные условия для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности. И как результат - повышение качественной успеваемости учащихся.
(Слайд 16) Для оценки учебной компетентности выпускников начальной школы была проведена комплексная работа, разработанная ТОГИРРО по заданию Департамента образования и науки Тюменской области.
Основной целью комплексной работы являлась оценка уровня сформированности учебной компетентности выпускников начальной школы, так как только при овладении основными умениями работать с информацией, решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи выпускник начальной школы сможет успешно обучаться на следующей ступени школы.
Результаты, которые показали мои ученики, вы видите на слайде.
(Слайд 17) Немаловажным показателем сформированности УУД является участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах
(Слайды 18) Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества.
(Слайд 19) Внедрение данной технологии не требует материальных затрат, не трудоемко в применении, дает положительные результаты и эмоции, как педагогу так и учащимся. С механизмом внедрения данной технологии и примером использования в урочной и внеурочной деятельности можно ознакомиться на сайтах: http://uchportfolio.ru/s5653211736 и http://nosikikurnosiki.ucoz.ru/
|